Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

трюффо франсуа

Энциклопедический словарь

Трюффо́ Франсуа (Truffaut) (1932-1984), французский кинорежиссёр, один из зачинателей направления «новая волна». Сняв в 1959 фильм «400 ударов», периодически возвращался к своему герою Дуанелю, создав серию фильмов, посвящённых психологическим и моральным проблемам молодого француза («Украденные поцелуи», 1968; «Сбежавшая любовь», 1979; и др.). Тема одиноких, ранимых людей, живущих в разладе с окружающей действительностью, в фильмах «Жюль и Джим» (1962), «Нежная кожа» (1964), «История Адели Г.» (1975). Работы Трюффо отличаются тонким лиризмом, глубиной психологического анализа, сдержанностью и изяществом режиссёрского стиля.

* * *

ТРЮФФО Франсуа - ТРЮФФО́ (Truffaut) Франсуа (1932-84), французский сценарист, режиссер, актер, кинокритик. Один из вдохновителей «новой волны», (см. НОВАЯ ВОЛНА (в кинематографе)) сотрудничавший с журналом «Кайе дю синема». Творчеству Трюффо свойственны тонкий лиризм, ощущение хрупкости человеческой жизни, безукоризненное владение киноязыком. Мировую славу принес ему фильм «400 ударов» (1959, премия Каннского кинофестиваля за режиссуру), герой которой, постепенно взрослея, становился персонажем последующих фильмов. В числе др. фильмов: «Стреляйте в пианиста», 1960; «Жюль и Джим», 1962, «Американская ночь», 1973, премия «Оскар» и др. Снялся в фильме С. Спилберга (см. СПИЛБЕРГ Стивен) «Близкие контакты третьего вида» (1977). Одним из последних фильмов кинорежиссера стала картина «Последнее метро» (1981), удостоена премии «Сезар-81».

* * *

ТРЮФФО́ (Truffaut) Франсуа (6 февраля 1932 года, Париж - 21 октября 1984, там же), французский режиссер, сценарист, кинокритик и актер.

Он прожил недолгую жизнь, но оставил не только замечательные фильмы и книги (его беседы с Альфредом Хичкоком (см. ХИЧКОК Альфред) - «Кинематограф по Хичкоку» в 1996 опубликованы в России), но и благодарную память людей, соприкасавшихся с ним, в первую очередь, актеров, к которым он относился бережно и внимательно - Жан-Пьера Лео, Жаклин Биссет (см. БИССЕТ Жаклин), Жанны Моро (см. МОРО Жанна) , Фанни Ардан (см. АРДАН Фанни).

Трюффо - одна из ключевых фигур французской «новой волны» - движения молодых критиков и режиссеров, выступивших против «папиного кино» - авторитетного классического кинематографа, уже плохо вписывавшегося в общественную ситуацию начала 1960-х годов. Определяющим для Трюффо явилось знакомство с видным критиком и теоретиком кино А. Базеном (см. БАЗЕН Андре), под влиянием которого Трюффо дебютировал в качестве кинокритика на страницах флагмана «новой волны» журнала «Кайе дю синема». Полноценный дебют молодого кинорежиссера в полнометражном кино состоялся в 1959 фильмом «400 ударов» (премия Международного кинофестиваля в Канне за режиссуру). Эта картина принесла ему мировую известность. Фильм во многом автобиографичен. Лента рассказывает о подростке Антуане Дуанеле (его роль исполнил Ж.-П. Лео), неуютно чувствующем себя и в школе, и в семье. «400 ударов» стали эталоном стиля «новой волны» с присущим ей равнодушием к крепкой драматургии, тонким психологизмом, интересом к непрофессиональным исполнителям. И позднее Трюффо следил за судьбой своего героя - хотя менялись конкретные обстоятельства, но взрослеющий Ж.-П. Лео продолжал играть Дуанеля в одной из новелл фильма «Любовь в 20 лет» (1962), «Украденные поцелуи» (1968), «Семейный очаг»(1970), «Сбежавшая любовь» (1979). И все эти картины сложились в единый цикл, портретирующий молодого француза той поры. Излюбленный мотив Трюффо - легко ранимый человек с «нежной кожей» («Нежная кожа» назывался один из его фильмов), вынужденный жить в мире, где царит право сильного.

Несмотря на свой тонкий лиризм, как и другие режиссеры «новой волны», Трюффо считал, что увядающему французскому кино будет полезна прививка энергичного, владеющего тайной зрительской любви американского кинематографа. Поэтому он много экспериментировал с популярными жанрами: стилизовал гангстерское кино («Стреляйте в пианиста!», 1960), экранизировал научно-фантастический роман Брэдбери«451 по Фаренгейту» (1966), ставил триллеры («Зеленая комната», 1978) и жестокие мелодрамы («Веселенькое воскресенье», 1983 - последняя режиссерская работа). В 1973 поставил фильм «Американская ночь» (премия «Оскар» (см. ОСКАР (в кино))) - своеобразное и откровенное размышление о сути профессии кинематографиста. Он сам сыграл в нем роль режиссера. А в 1977 снялся в роли профессора в фантастическом фильме Стивена Спилберга (см. СПИЛБЕРГ Стивен) «Близкие контакты третьего вида», который можно рассматривать как дань уважения «нового Голливуда» «новой волне», символическую встречу двух замечательных представителей американского и европейского кино, с глубоким уважением относившихся друг к другу. Одним из последних его фильмов стала лента «Последнее метро» (1981) о жизни в оккупационной Франции во время войны. Похоронен на кладбище в Мон-Мартре, где снимались многие его картины.

Энциклопедия Кольера

ТРЮФФО Франсуа (Truffaut, Franois)

(1932-1984), французский кинорежиссер. Его первый полуавтобиографический фильм 400 ударов (Les Quatre Cents Coups, 1959) ознаменовал начало эры творческих экспериментов в кинематографе, известной как французская "новая волна". Главный герой этой лирической, но отнюдь не сентиментальной картины - отверженный подросток Антуан, сыгранный Ж.-П.Лео (J.-P.Laud) - будет взрослеть на экране в последующих фильмах Трюффо: Антуан и Колетт (Antoine et Colette, новелла в фильме Любовь в 20 лет, 1962), Украденные поцелуи (Baisers vols, 1968), Семейный очаг (Domicile conjugale, 1970), Сбежавшая любовь (L'amoure en fuite, 1979). Второй полнометражный фильм Трюффо Стреляйте в пианиста (Tirez sur le pianiste, 1960) смешением комического и трагического представлял причудливую реминисценцию второразрядных голливудских фильмов 1940-х годов. В своем следующем и, как считают многие, лучшем фильме Жюль и Джим (Jules and Jim, 1961) Трюффо с богатой экспрессией поведал историю двух друзей, влюбленных в одну женщину. Картину отличает насыщенность и утонченность повествования, обычно присущая лишь роману. Родился Трюффо 6 февраля 1932 в Париже. Начав карьеру как кинокритик, в середине 1950-х годов переключился на режиссуру. Большинство его фильмов можно сгруппировать в соответствии с определенными темами и идеями. В Шантрапе (Les Mistons, 1958), 400 ударах, Диком ребенке (L'Enfant sauvage, 1970) и Карманных деньгах (L'Argent de poche, 1976) показан мир детства, причем сделано это с удивительной теплотой, юмором, проницательностью и уважением к маленьким героям. Трюффо широко известен и яркими исследованиями женских судеб, как в фильмах Две англичанки и "Континент" (Les Deux Anglaises et le Continent, 1971), где прослеживается связь между творчеством и муками любви; Американская ночь (La Nuit Amricaine, 1973; премия "Оскар") с ее влюбленностью в процесс создания фильма; История Адели Г. (The Story of Adele H., 1975) - драме, основанной на биографии дочери В.Гюго; Мужчина, который любил женщин (The Man Who Loved Women, 1977), где вечный подросток-герой встречает на своем пути отзывчивых женщин. Герои фильмов Трюффо середины 1960-х годов - Нежная кожа (La Peau douce, 1964), Невеста была в черном (La Marie tait en noir, 1967) и Сирена с "Миссисипи" (La Sirne du Mississippi, 1969) - живут в атмосфере параноидальных страстей, обуреваемые чувством вины, желанием мести и стремлением к убийству. Та же атмосфера и в стоящей особняком научно-фантастической притче 451° по Фаренгейту (Fahrenheit 451, 1966). Среди фильмов Трюффо 1980-х годов наибольшим успехом пользовалось Последнее метро (Le derniere Mtro", 1980) - история парижской театральной труппы в годы нацистской оккупации. В Женщине по соседству (Le Femme d'ct, 1981) и Скорей бы воскресенье! (Vivement Dimanche, 1983) режиссер обращается к столь близкой ему стилистике хичкоковского "саспенса" с непременным убийством и безрассудной любовью. Умер Трюффо в Нейи-сюр-Сен (департамент О-де-Сен) 21 октября 1984.

Полезные сервисы